Вот, решил сюда запостить небольшой отчет о модернизации двигателя 2,4 ARC до 2,4 ARD.
Начнем с того, что разные буквенные обозначения указанных двигателей связаны исключительно с разным исполнением системы управления двигателем. Само железо (блоки, головы и т.п.) не отличаются. Исключение – отверстие с резьбой под датчик температуры воздуха в верхней части впускного коллектора двигателя ARD. Эта проблема решается путем врезки датчика в коллектор либо путем замены верхней части коллектора на «правильный». Еще я подумывал над вариантом брать показания датчика температуры воздуха с расходомера воздуха (как это и делается на двигателе ARC), но система, на мой взгляд, становится слишком громоздкой.
Причины, вынудившие меня решиться на апгрейд двигла следующие. Во-первых, очень большой расход топлива, который я связываю с умирающими и разрегулированными расходомерами воздуха. Во-вторых, необходимость регулировать указанные расходомеры при помощи газоанализатора, чтобы добиться нормального уровня СО; в двигателе ARD уже есть лямбда-зонды, которые играют основную роль в регулировке качества смеси. В-третьих, появилось желание установить третье поколение газового оборудования, для которого необходимо наличие сигналов с лямбда-зонда и датчика положения дроссельной заслонки. В-четвертых, надоели плавающие обороты, попытки заглохнуть при запуске на холодную и прочие глюки.
Первым делом необходимо ознакомиться с электрическими схемами систем питания двигателей ARC и ARD. Я использовал программу Worshop.
Затем едем на разбор, где только-только начинает разбираться скорп с двигателем 2,4 ARD. Выкупаем полный комплект необходимых датчиков и проводки. Список с ориентировочными ценами:
1. Мозги (блок управления) – 20$.
2. Жгут проводов от мозгов со всеми разъемами, включая два реле и два предохранителя, которые устанавливаются под торпедой – 20$. В этот же пункт нужно включить жгут проводов на форсунки, датчик TPS и клапан ХХ (старый не подойдет – другой разъем для подключения к основному жгуту).
3. Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе (MAP sensor) – 5$.
4. Новая крышка воздушного фильтра с двумя гофрами (без расходомеров воздуха) – 20$.
5. Впускной коллектор с датчиком температуры воздуха – 20$.
6. Два лямбда-зонда (левый с длинным проводом, правый с коротким) – по 10$ за штуку.
Можно, конечно, еще забрать клапан системы улавливания паров бензина с угольным фильтром, но это на скорость не влияет, а экология и так скажет вам спасибо, если в результате апгрейда уровень СО в выхлопе будет снижен.
Итого порядка 105$.
Теперь переходим к практике. Начинаем думать, куда вкрутить лямбда-зонды. В глушителе под них мест не предусмотрено. Можно купить глушитель от 2,4 ARD, придется менять все начиная от приемных труб и до предпоследней банки. Это совсем не бюджетно. Хотя, если глушитель гнилой и его все-равно менять, то лучше выбрать этот вариант. Я снял приемные трубы и отдал хорошему мастеру вместе с лямбда-зондами, в итоге за дополнительные 20$ получил две приемные трубы с приваренными грибками для вкручивания лямбда зондов (обе лямбды вварены сразу за выпускными коллекторами, места варки надо предварительно разметить до снятия штанов с машины). Поставил приемные трубы с лямбдами на авто… разъемы можно не подключать и ездить до поры, когда появится время и желание продолжать…
Дальнейшая модернизация – дело техники. Демонтируем старую проводку от мозгов до датчиков:
1. Отсоединить обе клеммы от аккумулятора, снять аккумулятор чтобы не мешал.
2. Отсоединить разъем октан-корректора и провода от катушки зажигания.
3. Отсоединить провод от датчика давления масла.
4. Отсоединить разъемы расходомеров воздуха.
5. Снять крышку воздушного фильтра с гофрами и расходомерами.
6. Всё, указанное в п.п. 2-4 находится слева по ходу движения. Отщелкнуть зажимы и вытянуть жгут с разъемами (он проложен справа-налево через радиатор и ниши для фар. Зажимы и пластиковые хомуты ломать не надо, они отщелкиваются.
7. Отсоединить разъемы датчика TPS и клапана ХХ, разъемы датчиков температуры ОЖ (это все спереди сверху).
8.