Tollman пишет:Эпиграф: - Здравствуйте, в эфире программа <Очумелые ручки> и сегодня мы с вами будем собирать газо-турбинный двигатель. Для этого нам потребуется две бутылки водки емкостью 1л и разобранный газо-турбинный двигатель.
Предупреждаю сразу, предложенная версия модернизации проводки не является экономичной по деньгам и трудозатратам.
Кроме земли меня еще утомили клеммы + и - на АКБ и висящие на них в натяг пучки проводов. По сему было принято решение сделать нормальные отводы с клемм.
И так, предварительные работы: подбираем материалы и места крепления (для V6).
Используем кусок многожильного кабеля из безкислородной меди в толстой изоляции (мне достался на халяву), который применяется при установке авто аудио усилителей для подачи питания (4GA). Рекомендую кабели западный производителей, т.к. смотрел китайские - г..но. При тех же 4GA кабель сам чуть тоньше, изоляция хуже, внутренняя часть (сама многожильная медь) заметно тоньше, изоляция очень легко слазит с меди, т.к. не плотно к ней прилегает (соответственно туда попадает воздух, а в нашем случае возможно и вода и агрессивные жидкости и все начинает окисляться и гнить).
Были куплены самозажимные шведские клеммы за 300р., материал - нержавейка с медью, покрытые оловом с расчетным током до 800А и пропиленовые защитные крышки. Клеммы заточены под импортные АКБ, т.е. плюсовая дырка больше минусовой, внутри захвата (в месте контакта с клеммой АКБ) есть спец. насечка. Зажимаются с усилием, стоят мертво, легко скидываются и ставятся по необходимости без всяких там ключей и отверток.
Были куплены спец. аэрозоли 180 р. за 2
(белая - защита электроконтактов, создает защитную пленку, красная - очиститель клемм и контактов), спец. смазка 100р.
(высокотемпературная смесь медной, аллюминиевой, графитовой смазок, предотвращает закисание, окисление и т.д. Обычно используют для свечей), контактная смазка 30 р.(нет фото) (наша российская электропроводная смазка для контактов, защита контактов и предотвращение искрения и нагрева). Медные наконечники под сечение 25,
и термоусадочая трубка. Находим оптимальное место для провода массы на блоке
Вычищаем там всю грязь, промываем отверстие струей из очистителя контактов (или карбюратора или еще чем подобным). Болт там, по-моему, 6 подходит. После промывки зачищаем мелкой шкуркой пятно контакта, снова промываем и протираем тряпкой насухо. Место готово. Отмеряем провод от - АКБ до подготовленного места (чтоб не в натяг, с небольшим запасом на будущее, но и не кольцами по всему моторному отсеку ) Сразу же отмеряем короткие отрезки для выводов с клемм + и - АКБ. Нарезаем провода, согласно замерам. Замеряем глубину медных наконечников, снимаем изоляцию с отрезков проводов, согласно этой глубине (чтобы провод уперся в заднюю стенку, но между торцом наконечника и изоляцией провода не было зазора, т.е. чтобы медь провода была не видна). Если кабель был куплен правильный, то внешние диаметры провода и медного наконечника практически одинаковы, т.е. в месте соединения нет перепадов. Аккуратно, не распушая многожилку, вставляем провод в наконечник и пока фиксируем его к наконечнику изолентой. Получили три заготовки, 2 короткие, 1 длинную. Отмеряем размер провода для зажима в под клеммы АКБ с другого конца заготовок. Оптимально, чтобы медная многожилка вышла за край прижимной скобы на клеммах на 2-3 мм. Снимаем изоляцию и временно фиксируем многожилку изолентой, чтобы не "распушилась". При всех этих операциях необходимо терпение, т.к. если нечаянно провод "распушился", его потом замаешься и в клеммы и в наконечники запихивать, он как мочалка становится и обратную форму ему придать о-о-очень трудно. Далее идет процедура обжима наконечников. Я обжимал у тех же мужиков, где наконечники покупал за 100р.(все) У них специальный пресс ручной с набором форм есть, под 6-и гранник для разных колибров наконечников. С усилием около 4-6 тонн!!! Получаем обжатые в 2 местах наконечники с проводом
1 - нарезанные термоусадочные трубки, 2 - заизолированные хвостики под клемму АКБ. Плющить наконечники молотком и т.д. - фиговая затея, провод перерубите частично, контакт фиговый будет, наконечник может треснуть, заизолировать нормально не получится, да и видос еще тот... После пресса я на спор провисел на этом проводе 2 минуты....хоть на мм бы вышел из меди, намертво. Перед нагревом термоусадочных трубок, промазываем место соединения провода и наконечника вышеописанной спец смазкой (она оптимальна по густоте для этого) так, чтобы закрыть доступ воздуха к медным жилам
1 - место смазки, 2 - Места обжима. Часть смазки пропихиваем вглубь наконечника для верности
Теперь изолируем место с помощью термоусадочных трубок. Сначала короткие кусочки трубок, чтобы закрыть место соединения. Т.к. термоусадка "дубеет" после остывания, есть вероятность, что она может треснуть. К тому же это у нас самое слабое место, т.к. наконечник - металл, провод в толстой изоляции и в месте их соединения возможна сильная нагрузка на излом (и затем закисание и обрыв). Поэтому после первой короткой трубки одеваем более длинную. результат
1- загнутая в тисках "пятка" для крепления на блок (прямой наконечник там очень неудобно крепить), 2 - короткие трубки, 3 - длинная трубка. И во еще фото
1 - короткая, 2 - длинная. С этой стороной все. Теперь внимание, у меня и с + и с - АКБ планировалось по 2 толстых провода (минус - один на блок, другой под разводку, плюс - один под разводку, другой - питание саба в багажник), поэтому по 2 провода зажимаются в клемму под скобку очень плотно, практически намертво (только не суйте туда "мочалку" вышеописанную). Если у кого будет только один провод под скобку, то рекомендую сделать из медной трубки или концевика выше купленного наконечника следующую вещь
Это можно будет подложить под скобку клеммы для более плотного зажима провода. Связано с тем, что провод состоит из большого числа очень тонких медных нитей, легко расползается под давлением и даже на крепко закрученной клемме при небольшом усилии может быть из нее вырван. После затяга двух винтов обильно смазываем место соединения электропроводной смазкой для контактов. Все, провода готовы. Зачищаем выводы АКБ мелкой шкуркой, промываем их очистителем клемм, вытираем насухо, промазываем электропроводной смазкой. Смотрим на все клеммы, что идут на - и + АКБ. Какие клеммы держатся "на соплях", отрезаем, провод зачищаем, ставим обычные обжимные клеммы под провод 2.5 и обжимаем спец. клещами. Даже если клемма держится нормально, но с провода у соединения обсыпалась изоляция и он "зацвел" - делаем то же самое. Клеммы зачищаем, промываем, протираем, намазываем контактную смазку и все минусовые под один болт на сделанный "толстый" минус, плюсовые - под другой болт на плюс. Затягиваем болты, накидываем клеммы на АКБ, зажимаем. В конце пробрызгиваем все места соединений (выводы АКБ с клеммами, места болтовых соединений + и -) защитой контактов. ВСЕ.